Путешествие от Гродно до Сморгони оказалось хлопотным дельцем. Мы посмотрели, как #ЖывесабеБеларусь в 20 населенных пунктах и увидели около 100 достопримечательностей. На поездку мы выделили два с половиной долгих летних дня. Но по дороге домой всё время обсуждали, как много значимых мест не успели увидеть.
Уместить всё в одном материале просто невозможно. По итогам Сморгонского путешествия выйдет 4 текста. Этот — первый.
Ивье считают «столицей» беларусских татар. Здесь даже улица Советская раньше была Татарской. Татары в этой местности появились в XV веке. Земли им подарил князь Витовт за помощь в Грюндвальдской битве.
Сейчас татарская община Ивья — вторая по величине в Беларуси. Большая — только в Минске.
Этот город часто называют беларусским Иерусалимом, Стамбулом или Ивье-де-Жанейро. У настоящего названия города есть несколько версий происхождения. По первой Ивье пошло от имени жены князя Гедимина, Евы. Говорят, что на берегу реки Ивенки по приказу князя построили для нее замок, и место стали называть «город Евы» — Ивье. Вторая версия упоминает татарское слово «Өyә, Eve». Оно переводится как «гнездо» или «жилище». По третьей версии топоним связан с ивами, которые здесь растут.
Приехавшим в Ивье туристам обязательно показывают местную мечеть. Она — самая старая в Беларуси.
Историческая справка: Мечеть из дерева построили в Ивье в 1882 году при финансовой поддержке графини и католички Эльвиры Замойской. В мужской части храма находится мемориальная доска в её честь. В 1922-м татары-эмигранты прислали 500 долларов из США. На эти деньги достроили галерею и минарет со шпилем. В советское время эта мечеть была единственной действующей в Беларуси. Храм включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Татарское кладбище находится на въезде в город. Здесь на надгробиях — исламские полумесяцы и арабская вязь.
Еще одна особенность Ивья в том, что это город 4-х конфессий. Об этом напоминает монумент «В честь дружбы и единства конфессий Ивьевщины» на центральной площади города. Его поставили в 2012 году.
Историческая справка: Синагога в центре Ивья была построена в 1929 году на месте сгоревшей деревянной. Теперь в здании находится детская спортивная школа.
С Лейлой мы встретились около мечети, где она собирала щавель. Раньше Лейла работала в детском саду, а сейчас она пенсионерка. Фамилия у Лейлы Абрамович, а девичья — Шабанович. Эти фамилии в Ивье самые распространенные.
«Тут пол-улицы Шабановичей и пол-улицы Абрамовичей. Когда приезжие кого-то ищут, то сложно бывает. Надо у местных спрашивать», — объясняет Лейла. По её рассказам выходит, что иногда в поисках нужного человека приходится раскручивать родословную чуть ли не до пятого колена. «Моя мама — Фатима Шабанович и у муллы жена — Фатима Шабанович. Надо объяснять, какую Фатиму ищешь. Тут у каждого, как в деревне, есть свои местные приметы или прозвища. Один того-то, другой такой-то».
Все четыре конфессии хорошо уживаются в городе. «Праздники все вместе отмечаем, по соседству между собой ладим». Раньше [район улиц] Ленина, Советской и Дружбы был татарской частью города. Но сейчас, по словам Лейлы, границы стираются. «Кто где хочет, там и селится».
На самой высокой точке города стоит костёл Святых Петра и Павла. Возле него — статуя Христа с распростертыми руками. Она очень похожа на скульптуру из Рио-де-Жанейро.
Одна из реликвий храма — икона Казанской Богоматери, которая в 2004 году побывала в космосе и больше 100 раз облетела Землю. Ее подарил костелу Виктор Шутов — уроженец Ивья и бывший сотрудник космического агентства России.
Историческая справка:
Костел в Ивье в XVI веке принадлежал протестантам, позже арийцам. Храм в стиле раннего барокко построили во второй половине XVIII века на месте старого костела 1491−1495 годов постройки. В 1633 году к костёлу пристроили корпус монастыря бернардинцев. В 1858 году монастырь закрыли, храм стал приходским.
Поселенье Трабы основал князь Трабус в XV веке. В 1543 году Трабы перешли в собственность великого князя литовского и короля польского Сигизмунда Старого, а позже к его сыну, Сигизмунду Августу.
Сейчас Трабы — агрогородок. Об этом нам рассказали Ира Зенкевич и ее сын Женя.
Ира говорит, что место это хорошее: «И речка есть, и вообще всё. Церкви нашей 250 лет, а костёлу — 100. Раньше пекарня была еще. Там мама моя работала. А сейчас в том здании завод косметики. На нем работает дочка».
Нахваливая Трабы, женщина вспоминает местный дом культуры и Евроопт, военные части и близкую границу. Получается, что недостаток у агрогородка только один: «Кафе у нас нет. Негде молодежи отдохнуть».
Ира родилась в одной из соседских деревень. «В моем детстве здесь, в Трабах, школа была. На зиму детей с окрестностей собирали сюда в интернат. Теперь там музей агрогородка. А дома кирпичные, которые за речкой, это довоенные, еврейские. Сейчас почти все их выкупили приезжие. „Своих“ в Трабах осталось мало, — рассказывает Ира. — Старые поумирали, молодые разъехались».
Католический приход в Трабах основали в 1410 году. В 1534 здесь построили деревянный костел, который позже сгорел. Каменный костел в стиле неоготики построили на его месте в 1905 году. Многие иконы костела сохранились с этого времени.
Церковь в виде корабля построили в 1784 году из дерева. Храм является памятником народного зодчества. Ему присвоен статус историко-культурной ценности.
Женя, который закончил 6 классов, тоже собирается уезжать из агрогородка «учиться на участкового» в минский лицей МВД.
Женя рассказал, что хочет потом вернуться домой и что ему нравятся рассказы старожилов про Трабы. «Это гора Школьная. А раньше называли — гора графа Тышкевича. Нам говорили, что был на горе люк. Если туда монетку бросить, то она сначала далеко-далеко летит, а потом только звенит». «А правда это или нет, надо у стариков спрашивать», — на прощанье добавляет Ира.
Историческая справка: Первые упоминания о Гольшанах и местных князьях относятся к XIII веку. Самая известная из них — Софья Гольшанская, жена короля Владислава Ягайло и родоначальница династии Ягеллонов.
В 1440 и 1492 в Гольшанах собирались съезды влиятельных феодалов ВКЛ. С XVII века местечком владел род князей Сапег. Это они построили здесь каменный костел, жилой корпус монастыря францисканцев, замок и бумажную мануфактуру.
В XVIII веке Гольшанами владели Кунцевичи, Масевичи, Пацы, Жабы и другие. С 1795 Гольшаны были в составе Российской империи, а в монастыре стоял гарнизон. В 1863—1864 тут собирались организовать уездный центр восстания. В 1871 в Гольшанах был бунт против российских властей.
Не меньше, чем знаменитые князья, прославили Гольшаны легенды о местных привидениях. Одна из них рассказывает о Белой Даме и Чёрном Монахе, которые до сих пор появляются на руинах замка.
Эту легенду упоминал в романе «Чорны замак Альшанскі» Владимир Короткевич.
Историческая справка: Замок в Гольшанах построил в первой половине XVII века Павел Стефан Сапега. В нем было шесть башен, по периметру размещались жилые корпуса, а в одну из стен была встроена часовня. После смерти Сапеги замок разделили кредиторы. В середине XIX века третий этаж разобрали на корчму. Замок сильно пострадал от войн: сначала Северной, потом Первой мировой. Вторая Мировая почти полностью его разрушила. После войны замок тоже разбирали на кирпич. Из него в Гольшанах построили дом культуры и свинарник. До наших дней сохранилось не больше третьей части замка. Сейчас руины законсервированы.
Другая легенда связана со строительством костела и католического монастыря ордена францисканцев. Говорят, что 400 лет назад, когда строили монастырь, в стену заживо замуровали девушку, жену одного из строителей. Такой была жертва за надёжность постройки.
Историческая справка: Костел Святого Иоанна Крестителя построил Павел Стефан Сапега в 1618 году на фундаменте от кальвинистского сбора. В 1770 годах храм перестраивали. Перед костелом расположена колокольня XIX века. Здание костела в Гольшанах — архитектурный памятник начала XVII века и историко-культурная ценность Беларуси. Фасад храма относится к безбашенному типу. Это его отличительная особенность.
Храм был построен при большом монастыре, который принадлежал ордену францисканцев. После восстания 1830 года его закрыли. В советское время и до 2008 года в монастыре размещался филиал Национального художественного музея Беларуси.
Экскурсоводом в музее работала в то время Галина Чимбарь. «Раньше по 12−15 автобусов за выходные приезжало. И Беларусь ехала, и заграница», — вспоминает она. О привидениях Гольшан тоже приходилось рассказывать туристам. «Самая моя любимая — Белая Панна. Без нее нет Гольшан».
Галина вспоминает, что сотрудники музея говорили между собой о встречах с привидением. «Она не то, чтобы помогала, но как-будто была рядом. Чувство присутствия кого-то в здании часто возникало. Особенно, если одна останешься». Когда музей закрыли, сотрудники музея устроились кто куда смог. «Детей надо на ноги поднимать — учить, замуж отдавать. Так что работаем». Галина стала работать в кафе, которое открылось через дорогу от монастыря. Здесь мы и познакомились, когда зашли пообедать.
В костёле Святого Иоанна Крестителя нам повезло встретить 82-летнюю Альфреду Трон. Начали разговор о храме, о его истории и оказалось, что именно Альфреда стала той женщиной, которой передали ключи от здания, когда выезжал музей.
«Долго костел закрытым стоял. А в этом году 2-го августа 30 лет исполнилось, как работает, — рассказала Альфреда. — Я в костёле постоянно. И когда работала, и сейчас, как на пенсии. Всю работу здесь делаю — убираю, стираю, помогаю».
За возвращение храма верующим гольшанские католики боролись с 1981 года. Храм вернули им в 1990-м, когда развалился Союз. «Ну как — вернули. Сами вошли. Кто тогда кого пускал, — вспоминает Альфреда. — Тут трактора стояли, всё было поломано-перекопано-побито. Крыша текла, еще с войны стояла простреленная».
«Мы сначала в Москву писали. Ответ придёт — разобраться местной власти.
Они соберут нас в клубе, наговорят лишь бы чего, поругаемся и всё. Не разрешали. А потом мы написали Папе, прямо в Рим. Ян Павел назначил бискупа в Беларусь и тогда всё пошло по-другому.
Нас не пускали, не разрешали. А мы всё равно собирались под костёлом, шумели. В клубе микрофоны доставали, чтобы громче говорить".
Альфреда вспоминает, что приходили к костёлу почти каждый день. «Когда мы первый раз в воскресенье собрались, то нам сказали: «Погрузим вас сейчас в скотовозку и вывезем». Вот так на людей. Председатель так сказал. А мы ему: «Прошли уже ваши сталинские законы, чтобы так людей вывозить!»
Женщина вспоминает, что искать правду пробовали и через журналистов, но «в телевизор нас не пустили». Добиться, чтобы костел передали верующим удалось к началу августа 1990.
«Бискуп назначил [собраться], мы помолились и в костел вошли. Монастырь наш был тогда под музеем. Люди из Минска приехали нам ключи передать. Как стали отдавать — все взять боятся. Так я и забрала. Второго августа, 30 лет тому. Пришлось повсюду самой быть.
Тогда, слава богу и начали ремонт делать. А тут ни окон не было, ничего. Даже молиться ходили в захристию — в костёле невозможно было, снег на голову падал, крыша и потолок были обвалены. Пока всё это заделали…"
Историческая справка: Церковь Святого Георгия построили в 1901 году. Она является архитектурным памятником начала 20-го века. Внутри храма хранится частица мощей великомученицы Иулании Ольшанской.
Еще одна местная аномалия — водяная мельница на речке Гольшанке. Внутри она пустая, сохранились лишь стены и подобие крыши. Но люди говорят, что кое-кто по ночам слышал звуки мелющих жерновов, скрип повозок, ржание лошадей и даже переговоры мельника с заказчиками.
Следующие пункты Сморгонского путешествия — Боруны, Крево и Новоспасск. За ними — Сморгонь и ее окрестности.
Гродзенскі форум існуе больш за 20 гадоў і абнаўляецца дагэтуль. Людзі ўсё яшчэ шукаюць там…
У Гродне працуе рэстаран «Беласток», а ў польскім Беластоку – бар Grodno. У 1974 годзе…
Гродзенскія кантралёры - самыя суровыя, а пасажыры - самыя дружныя. Квіток можна на выхадзе з…
Раніцай гродзенка Людміла Юрахно як звычайна пайшла на працу, але дадому вярнулася толькі праз паўгода.…
Гродзенцы скардзяцца, што шмат якія ўстановы ў горадзе выглядаюць аднолькава. Напрыклад, некаторых расчаравалі рэндары інтэр'ераў…
Адчуць таямнічую атмасферу Хэлоўіна можна ў розных месцах Гродзеншчыны: у рэгіёне мноства закінутых сядзіб, старажытных…