Людзі і справы

Алесь Залевский вместе с Ильей Варламовым сделали кино о Беларуси. Там есть колхозы, КГБ, Чернобыль, Мидовг и даже Шушкевич с Тихановской

Более миллиона просмотров за первые три дня собрал фильм «Беларусь: Страна КГБ и колхозов». Это один из 15 сюжетов о бывших республиках Советского Союза. Ряд фильмов задумал сделать для своего YouTube-канала российский урбанист и блогер Илья Варламов. Белорусский выпуск снимал журналист Алесь Залевский. Почему, уйдя в продюсеры, вновь вернулся в журналистику, как снимать документальное кино во время диктатуры и есть ли жизнь после фильма, он рассказал для Hrodna.life.

«Уже сейчас — более 11 000 комментариев», — рассказывает Алесь о встрече фильма зрителями. Предсказать такой интерес к фильму заранее было сложно. Проект направлен прежде всего для зрителей из России, а это незнакомая для Залевского аудитория. «Прямо сказал [Варламову], что буду делать по-своему. На ту аудиторию, которую я знаю».

Илья Варламов. Скрин из фильма. «Варламов в Афганистан ездил, а в Беларусь не рискнул. Это показатель», — комментировали зрители

Почти два года назад Алесь Залевский ушел из тележурналистики. Говорит, захотелось новых знаний и нового опыта. За это время он прошел обучение в области ИТ-менеджмента, а также пробовал себя как продюсер документального кино. «Международные команды, разные режиссеры, разные операторы, часто — со всемирно известными именами — мне это очень нравится. Думал, спокойно поработаю так несколько лет».

Журналистика позвала вновь

Мотивацией вернуться, по словам Алеся, стала возможность зафиксировать это время. «Понял: все, что я планировал и думал относительно жизни нашей семьи и событий в Беларуси — все будет иначе. Для жизни, для самореализации и удовлетворения своего творческого эго [было достаточно возможностей], мог бы не влезать, и мне бы хорошо жилось. Даже после августа».

Выбор, по словам Залевского, был между просто ждать неизбежных изменений и тем, чтобы войти в процесс и лучше ориентироваться.

Алесь Залевский. Скрин из фильма

«Эти события вернули меня в журналистику. А потом, когда многие коллеги либо уехали, либо сели, стало понятно — теперь любой контент, который ты делаешь в Беларуси — ценность. Это очень важный для понимания времени и для будущего Беларуси документальный материал. Теперь люди не все, что думают, могут говорить. У них тревога на лицах. Это тоже фиксация времени — того, как проявляется самоцензура, что значит жить в диктатуре, сейчас уже в реальной. Также было осознание, что это [возможность] скоро может закончиться. То пока можешь — делай-делай-делай».

Кто такие белорусы

Единственное «техническое задание» от Варламова было в том, чтобы показать жизнь за 30 лет после развала Союза. Залевский предложил свою концепцию. «Начав работать над сценарием, понял, что не хочу снимать про 30 лет. Ведь эти 30 лет — одно имя, и мы все его знаем. Просто различные стадии эволюции этого имени и влияния его на нашу страну. На самом деле, жизнь какая-то и события начались только сейчас. Не то, что раньше не было. Но сейчас проявилось, назрело все, что собиралось с 1991 года. Народ проявился вот сейчас. Стало понятно, что мы начинаем новый этап, что вот это — начало».

Скрин из фильма Алеся Залевского. «Хотелось и Полесье снять, и Полоцк, но все в один фильм не поместилось бы», — говорит Залевский. Комментаторы тоже пишут, что нужно продолжение

Залевский предложил оглянуться намного дальше, чем 30 лет, и рассказать аудитории Варламова, кто такие белорусы. «Фильм — хорошая возможность задаться этим вопросом. Хороший повод для россиян и самих белорусов осмыслить нашу историю в контексте современных событий, посмотреть с высоты исторической перспективы».

С первого дубля

Фильм продолжительностью в полтора часа сняли за семь дней. В нем около десятка героев. Часть съемки была запланирована. В других эпизодах — ранее не знакомые журналистам случайные люди: местные жители или туристы.

На съемки фильма в полтора часа группа имела только семь дней. Каждый день — новый герой и новая локация. «Все снимали с первого дубля и все, что отсняли, вошло в фильм. В Шкловском районе приостановились записать стендап [часть фильма, где в кадре говорит журналист — прим. Hrodna.life], а за моими плечами проходила женщина, доярка. Повернулся, сделал интервью с ней и дальше поехали. Так это все происходило».

Скрин из фильма. Интервью с жительницей Шкловского района

«Возможно, часть аудитории будет разочарована, — считает Алесь Залевский. — Ведь в фильме ждали Варламова и урбанистику, а тут мы вновь затянули наш „Туман ярам“ и „Купалінку“ — извечную песню свою. Но мы такие, значит. Благодарен Варламову и его команде, что приняли нашу концепцию с уважением, хотя и понимали, что не совсем их формат».

Все твое. Все навсегда

Фильм «Беларусь: Страна КГБ и колхозов» опубликовали на канале Ильи Варламова 6 октября. На момент этой публикации он набрал 1 312 931 просмотр и 12 707 комментариев. «Важные охваты, резонанс, дискуссия — тогда смысл будет», — говорит об этом Алесь. Признается, что к успеху не готовился. «Никогда не знаешь, что взорвется. Знаешь только, что должен постоянно работать. Первое правило в профессии [журналиста] - делать все, что можешь. Время и аудитория сами оценят и расставят по своим местам».

Есть ли жизнь после фильма

Снимать документальное кино в темные времена диктатуры — вызов не только для журналистов. Из-за их работы близкие также становятся очень уязвимыми. «Выход фильма — сам по себе стресс. Тем более, что весь год и особенно последние месяцы тяжело всем нам дались. Шла травля семьи. Рядом все время кого-то забирали. Полная неопределенность и неизвестность, — вспоминает Залевский. — С другой стороны понимаю, что многие из коллег больше вообще не имеют возможности работать. То, что ты сделаешь сейчас — все твое, все навсегда».

Насчет возможности «жизни после фильма» Алесь говорит — это вопрос. «Продолжается давление и репрессии. Неизвестно, можно ли будет дальше работать в Беларуси. Это конечно очень жаль. Ведь хотелось бы добыть до конца».

Падзяліцца

Апошнія запісы

«Пабачыць Гродна — і памерці». Як наш горад стаў міжваеннай «сталіцай самагубцаў»

У міжваенны час Гродна набыло незвычайную славу. Горад стаў месцам прыцягнення незвычайных турыстаў - тых,…

21 лістапада 2024

«Нармальны быў гастраном — цяпер там прадаюць шпалеры». Ці хапае крамаў у цэнтры Гродна?

Ці хапае ў цэнтры Гродна прадуктовых крам? Спрэчкі наконт гэтага выклікала адкрыццё на перакрыжаванні Савецкай…

21 лістапада 2024

Дзе арганізаваць святочную фотасесію? Гродзенскія студыі ўжо падрыхтавалі навагоднія лакацыі

Прыбраныя ялінкі, свечкі, навагоднія вянкі і гірлянды, аксаміт, светлы ці цёмны фон на выбар. Гродзенскія…

19 лістапада 2024

«Перад выбарамі - спрыяльны час для петыцый». Як прымусіць чыноўнікаў вырашаць праблемы і чаму новая пляцоўка «меркаванне.бел» для гэтага не пасуе

Улады стварылі новую платформу “меркаванне.бел”. Яе пазіцыянуюць як анлайн-пляцоўку, на якой кожны зможа ў вольнай…

15 лістапада 2024

«У Гродне жывуць тыя яшчэ „шалёныя імператрыцы“». Стваральніца брэнда Krikate расказала, як дабралася да парыжскага тыдня моды

Калекцыя адзення гродзенкі Кацярыны Карлацяну дэбютавала гэтай восенню на Парыжскім тыдні моды. А пачыналася ўсё…

14 лістапада 2024

«Першы прыбытак патраціў на станок». Гродзенец у школе выточваў біты, а ў 27 гадоў адкрыў сваю вытворчасць мэблі

Гродзенец Раман Нагула амаль паўжыцця працуе з дрэвам. Школьнікам ён пачынаў з бейсбольных біт, а…

13 лістапада 2024