16-летнего студента Гродненского государственного политехнического колледжа Кирилла Кетурко задержали во время мирного марша 6 сентября на проспекте Янки Купалы. На него составили протокол за нарушение порядка проведения массовых акций. По закону, его должны были немедленно передать родителям, говорят правозащитники. Но правовое поле в Беларуси настолько разрушено, что закон в отношении подростков нарушают. Корреспондент Hrodna.life поговорила с задержанными на протестах подростками и спросила у психолога, почему на акциях протеста с подростками нельзя поступать также, как со взрослыми.
В 14.00 6 сентября в центре Гродно был запланирован очередной марш несогласных с действиями властей горожан. Люди собрались в центре и шли в сторону Вишневца. Там их встретил ОМОН. Начались жесткие задержания: и мужчин, и женщин душили, тащили по асфальту и распыляли газ в лицо. Там задержали и Кирилла Кетурко.
Кириллу Кетурко давно интересуется политикой и ходит на каждый митинг по воскресеньям. «Хожу, потому что против действующей власти», — пояснил он Hrodna.life.
Кирилл стоял в начале колонны. Впереди показался ОМОН и люди остановились, взялись в сцепку. Через минуту бойцы пошли на людей.
— Я стоял во втором ряду где-то четвертый слева. Сотрудники ОМОНа зашли влево, стали выдергивать и валить на асфальт людей. Я упал со многими людьми и пытался отползти назад, но из-за ног людей у меня не получилось. Меня поднял ОМОНовец, и повёл в автозак, — рассказал Кирилл Hrodna.life.
Его подняли за голову, но не душили, рассказал студент.
— Конечно, я испугался вначале, когда мы с людьми упали на асфальт, но дальше, но когда меня вели, я не боялся. Единственное, что я думал: хоть бы по спине дубинкой не влетело, когда в автозак заходил, — рассказал Кирилл Hrodna.life.
Редакция Hrodna.life получила разрешение родителей на беседу с несовершеннолетним героем материала.
Сотрудники ОМОНа забирали у задержанных мобильные телефоны, когда заводили в автозак. В автозаке камеры находились по бокам. Задержанных было пятеро, рассказал Кирилл. Их отвезли в РОВД Октябрьского района. Там задержанных поставили у стены во внутреннем дворе РОВД. Кирилла увел инспектор по делам несовершеннолетних Дмитрий Бурдей. Инспектор общался вежливо и составил протокол задержания и протокол об административном правонарушении, рассказал Кирилл. Также у подростка забрали мобильный телефон.
— Он требовал открыть Telegram под угрозой забрать телефон и что я его месяц не увижу, — сказал студент. — Он зашёл в мой Telegram, ничего не нашёл и телефон отдали.
За Кириллом через 3 часа 20 минут приехала куратор колледжа, и Кирилла отпустили. «Куратор очень разозлилась на меня», — сказал Кирилл. Какого-либо давления после этого в колледже на него не было, сказал студент.
Кирилла ждет комиссия по делам несовершеннолетних. С его слов, если его признают виновным в совершенными правонарушения, то поставят на учёт в милицию на год.
В пресс-службе УВД Гродненского облисполкома Hrodna.life ранее сказали, что 6 сентября был задержан один несовершеннолетний. «Был задержан и сразу же отпущен домой к маме и папе. Паспорта у него не было, визуально ему было лет 15−16. Его выдернули из толпы, посмотрели и сказали: «Давай, быстрей, домой к родителям».
В инспекции по делам несовершеннолетних Hrodna.life попросили обращаться в пресс-службу УВД Гродненского облисполкома. Там не смогли назвать общее количество несовершеннолетних задержанных по ст. 23.34 КоАП за август и сентябрь и попросили прислать официальный запрос. Дозвониться инспектору Дмитрию Бурдею, к которому попал задержанный Кирилл, не удалось.
«Это очень деликатный вопрос, связанный и с Кодексом об административных правонарушениях, и с Законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», — сообщили Hrodna.life в Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации Октябрьского района и отказались дать комментарий по телефону.
Задержания несовершеннолетних в Гродно происходили и раньше. 11 августа задержали 16-летнего Никиту Сидоровича с двумя друзьями-подростками. Около 17.00 их схватил ОМОН в районе железнодорожного вокзала и увел в батальон милиции на ул. Красноармейской.
«Их положили между машинами, чтобы не было видно, и начали бить. Потом подъехал автозак, их подвели к нему, поставили руки на автозак, ноги больше, чем на ширине плеч. Никита обернулся, а проходивший ОМОНовец ударил в затылок рукой — и тот ударился об автозак. Шишка на лбу была», — рассказал Hrodna.life отец Никиты Валерий.
Лицо подростку разрисовали зеленой краской. Задержанных подростков загрузили в другой подъехавший автозак и увезли в РОВД Октябрьского района. Во дворе снова начали бить. Затем позвонили родителям и попросили забрать детей. Телефон забрали и обещали отдать после уплаты штрафа.
«Отделался синяками», — передает Hrodna.life отец Никиты Валерий слова врачей. Следственный комитет 13 августа зафиксировал побои. Идет разбирательство. Со слов отца, в СК сообщили, что сына и его друзей задерживало человек 20 — нереально найти того, кто нанес побои. «Когда вижу милицию — хочется в сторонку уйти», — передал Hrodna.life отец Валерий слова сына.
У правозащитников «Весны», которые собирают данные по задержанным на акциях мирного протеста в Гродно, нет данных о количестве несовершеннолетних задержанных.
— На несовершеннолетних не должны были составлять протоколов. Когда их задержали, их должны были отпустить и отдать родителям, а уже родителей вызвать на комиссию и применять соответствующие санкции. Надо писать заявления в прокуратуру и Следственный комитет, но мы знаем, что по фактам избиения в Беларуси не начато ни одного дела. У нас правовое поле настолько разрушено, что не применяются процессуальные нормы, — сказал Hrodna.life Владимир Хильманович, правозащитник «Весны».
После августовских протестов в Беларуси также начали появляться видео в Telegram-канале Следственного комитета, где несовершеннолетние признавались в совершенных правонарушениях.
— Когда ребенок рождается и находится с родителями, он чувствует себя в безопасности. Это чувство формируется с детства и является базовым. То, что происходит сегодня, — это покушение на базовое чувство безопасности. Это очень травматично, поскольку это чувства является одним из необходимых для развития и формирования личности. Особенно, когда ребенок входит в пубертат — переходный период, и у него формируется не только тело, но очень сильно изменяется мировоззрение. Очень важно, чтобы в этот период было заложены правильные социальные примеры, — сказала Hrodna.life психолог Ольга Величко.
Если есть психологические или психические травмы, стоит обратиться к дипломированным специалистам — психологам, психотерапевтам, психиатрам. Они помогут вывести детей из состояния кризиса.
— Если ребенок задает вопросы, волнуется, не может заснуть, у него аппетит понижен или повышен, стал невнимательным, есть изменения в физическом состоянии, это говорит о том, что на уровне ментального здоровья есть незакрытые гештальты, незакрытые вопросы. На них должны дать ответы взрослые. Если не дать ответы, сформируется страх, потому что ребенок побыл в среде, небезопасной для себя. Страх осядет либо на физическое состояние, либо на ментальное. Если не давать ответы, проблема перейдет из сознательного в подсознательное. Могут возникнуть фобии, очень плохие подсознательные реакции, с которыми ребенок войдет во взрослую жизнь. Ему будет очень трудно в дальнейшем строить коммуникацию, а психологам и психотерапевтам будет очень трудно разбираться с подсознательным и сделать так, чтобы психика пришла в норму, — объяснила психолог.
Гродзенскі форум існуе больш за 20 гадоў і абнаўляецца дагэтуль. Людзі ўсё яшчэ шукаюць там…
У Гродне працуе рэстаран «Беласток», а ў польскім Беластоку – бар Grodno. У 1974 годзе…
Гродзенскія кантралёры - самыя суровыя, а пасажыры - самыя дружныя. Квіток можна на выхадзе з…
Раніцай гродзенка Людміла Юрахно як звычайна пайшла на працу, але дадому вярнулася толькі праз паўгода.…
Гродзенцы скардзяцца, што шмат якія ўстановы ў горадзе выглядаюць аднолькава. Напрыклад, некаторых расчаравалі рэндары інтэр'ераў…
Адчуць таямнічую атмасферу Хэлоўіна можна ў розных месцах Гродзеншчыны: у рэгіёне мноства закінутых сядзіб, старажытных…