«Какую-то интимную часть своей жизни показываю, что-то несовершенное. Сейчас я лучше делаю. Сложнее, многослойнее. Но тогда было так. Тогда я хотел быть богом, думал, что могу всё!» — рассказывает художник о представленных работах.
Выставка открылась на Городничанской, 23. Здесь представлены 19 офортов и 17 «досок» — металлических матриц, с которых делают отпечатки на бумагу. Увидеть работы можно с 3 по 24 февраля. Галерея открыта три дня в неделю: по средам и пятницам с 16.00 до 19.00, по субботам — с 14.00 до 19.00. Вход свободный.
«Гродненцы знают, что Юрий Яковенко — почетный гражданин города, видели его последние работы. Но — откуда эта „почетность“ пришла? Эта выставка показывает, что свои звания и награды мастер заслуживал годами работы, — говорит о выставке искусствовед Наталья Павленко. — Раньше он был более экспрессивным, сейчас более интеллектуальный. Талант художника раскрывается по-разному, но его не спрячешь».
Руки после работы пахнут плохо
«На выходе показываешь только эстамп, отпечаток, — рассказывает Яковенко. — А процесс творчества идет на „доске“. Ты ведешь разговор с металлом. А он или поддается, или нет. Бывает, берешь пластину, режешь на четыре куска и каждый кусок ведет себя по-разному. Может, солнца сегодня больше, может мороз. Может, просто настроение другое у тебя».
Офорт — вид гравюры на металле. Гравер работает с металлической «доской». Сначала ее покрывают лаком и процарапывают рисунок. Затем обрабатывают азотной кислотой. От этого в местах царапин остаются углубления. При печати на их месте останутся светлые места. Процесс покрытия лаком и «процарапывания» будущего изображения повторяется несколько раз. Так добиваются нужной градации тонов.
«Работа в лаборатории — грязная, — признаётся Яковенко. — С копотью, с красками, с олифами, растворителями. Поверьте, руки пахнут плохо после рабочего дня. Весь покрыт химией».
«Здесь каждый найдёт своё — на матрицах можно увидеть, сколько точек, порезов, царапин нужно сделать, чтобы получилась гравюра. И главное, что до конца не понятно, как это отпечатается на бумагу. Матрица — это даже не негатив. Здесь вообще нет белого. Она еще более таинственная. Смотришь и стараешься раскрыть секрет — что же он сделал, чтобы получилось вот так. Почти как детектив». — говорит Наталья Павленко
Главное — не «замучить» работу
Графику Юрий Яковенко выбрал еще студентом. Рассказывает, что интуитивно почувствовал — акварель, масло, темпера — всё не то. Другие художники были с акварелью на ты, но ему краска не поддавалась — работы «вымучивались». А этого не хотелось.
«Любая работа, прежде всего, должна быть не „замученой“. Эти мучения художника так лезут, что перекрывают всё. Все твои мысли, желания, эмоции — исчезают. Видны только потуги. Такая работа кричит: „Купи меня!“ А ты стоишь, смотришь и думаешь — а зачем?»
Юрий Яковенко - художник-график, член Белорусского союза художников, почетный член Российской академии художеств. В Гродно, Минске, Москве и в городах Европы прошло более 60 выставок художника. Книга «Песня про зубра» Миколы Гусовского с гравюрами Юрия Яковенко была издана в Италии. Экземпляры подарили Папе Римскому Бенедикту XVI и королеве Великобритании Елизавете II. Книгу Владимира Короткевича «Дикая охота короля Стаха» с гравюрами Яковенко издал Белорусский Фонд культуры. Подарочные эземпляры книги передали в дипломатические представительства Беларуси за рубежом и в музей книги Национальной библиотеки. С 2010 года Юрий Яковенко — почетный гражданин Гродно.
В 12 лет думал, что могу как Рубенс. Сейчас больше нравится Дюрер
«С детства брал ватман и рисовал на целый лист, — вспоминает художник. — Хотелось глобально, сразу. Как в энциклопедии на иллюстрациях о школе Рубенса. Думал в свои 12 лет: «Я что, не могу? Могу! Такие амбиции были. С возрастом пришло понимание — у Дюрера нет метровых работ. Все маленькие — 10, 15, 20 сантиметров максимум».
Еще одна любовь Яковенко — средневековая книжная миниатюра.
«Такая фантазия, такая бурная стилистика. Совмещение народного неумения рисовать и желания быть, как «настоящий» художник, такой наив. Настолько все перемешано, скручено, сверчено! И ты думаешь — так это же все современное. То, чем мы сейчас занимаемся. А там сидел монах в какой-нибудь французской глубинке и вырисовывал дорогущими красками. А ему говорили: «Попробуй ошибиться. Лист пергаментный один».
Меня копируют, значит я чего-то стою
Гравюра — очень технический вид искусства. С компьютерными технологиями и печатью на фотополимерах она получила новые возможности к развитию. Но Яковенко работает в своей манере.
«То, что вы видите — уже архаика. Сейчас любой рисунок можно в компьютере обработать и перенести на фотоплимер. С другой стороны, ты становишься уникальным, потому что делаешь всё руками. Понимаю, что я полный идиот. Но это интересно»
Придуманные им техники и приёмы копируют и перенимают коллеги, но художника это не расстраивает: «Дюрер придумал себе больше 50 автографов, чтобы его не подделывали. А я не обижаюсь. Я — счастлив.
Если меня копируют, если мои технические приёмы молодёжь берёт, значит, я что-то хорошее придумал, значит, чего-то стою".
Открытие выставки в галерее на Городничанской, 23
«Вошел и не понял — ты в Лондоне или в Париже». Художники Гродно возвращают город в Европу
«Улада цемры» на бел-чырвона-белым фоне. Выстава мастачкі Валянціны Шобы адкрылася ў Гродне
Карціны побач з пліткай: выстава Аляксандра Сільвановіча адкрылася ў будаўнічай краме
Мастацва на фоне дызайну. Выстава Ягора Коткіна адкрылася ў будаўнічай краме
Мастакі ахвяруюць карціны для падтрымкі дзіцячага хоспіса. Гэта новая акцыя праекта «Хвалі дабрыні»