Гродненец Матвей Шафранский в 1940 году впервые сварил пиво Trappist Westvleteren 12. В середине 2000-х этот сорт стали называть «лучшим пивом в мире». Корреспондент Hrodna.life отыскал в Бельгии потомков Шафранского и записал историю их семьи.
Гэты матэрыял падрыхтаваны дзякуючы вашай падтрымцы на Patreon
Hrodna.life працуе для вас. Калі вам падабаецца наша выданне, калі ласка, падтрымайце нас, стаўшы падпісчыкамі на Patreon. Гэта дазволіць нам рыхтаваць яшчэ больш цікавых аўтарскіх матэрыялаў.
Але рабіце гэта толькі, калі вы ў бяспецы. Напрыклад — за мяжой. І ні ў якім разе не з карты беларускага банка.Матвей Шафранский перебрался из Гродно в Бельгию до начала Второй мировой войны. В городе Керберген (30 км от Брюсселя) сегодня живет его сын Серж Шафранский.
История семьи в Гродно
«Город Гродно мне родственен, потому что там родился мой отец», — говорит Серж Шафранский. Семья его отца жила в Гродно на Замковой, 4. Этого дома давно нет: сегодня там пустырь за бывшим дворцом текстильщиков.
Дом Шафранских сильно пострадал во время немецкого налета в 1941 году и его разобрали узники гродненского гетто, считает гродненский историк Мечислав Супрон. Возможно, разбирали дом и родственники Матвея Шафранского, которые попали в гетто. Отец Матвея — Иохиль Шафранский, родом из Скиделя. Он был фельдшером в Гродно.
«Я знаю, что моего деда Иохиля расстреляли в ноябре 1942 года в гетто. Бабушка Мария Фурман и тетя прятались в подвале, но их предали и убили. Ято случилось с остальными членами моей большой семьи, я не знаю. Не знаю даже их имен».
Серж говорит, что в беседе с отцом они практически не поднимали тему Гродно. Матвей Шафранский старался не говорить о родном городе, потому что у него были плохие воспоминания о молодости в Гродно. Прежде всего из-за антисемитизма и погибших родственников.
«Только с 1955 года мы имели какие-то контакты с племянницей моего отца, которая жила в Варшаве, а затем эмигрировала в Израиль. Она и рассказала мне, что произошло с семьей в Гродно, но без подробностей».
Учился на слесаря, а стал пивоваром
В 18 лет (1927 г.) Матвей Шафранский окончил в Гродно ремесленную школу им. Элизара Брегмана. Изучал слесарное дело. После Матвей поступил в Виленский университет. Тогда Вильнюс, как и Гродно, были в составе Польши.
«В то время из-за антисемитизма учиться в высшем учебном заведении ему было очень сложно. Поэтому он решил эмигрировать в Бельгию. В 1929 году в университете города Гент он начал изучать машиностроение. Но это было совсем не то, что он хотел. Поэтому он выбрал для себя новый курс — химические исследования. Как раз в то время возникла потребность в пивоваренном машиностроении».
В 24 года (1933 г.) Матвей Шафранский получил диплом об окончании учебы и на некоторое время вернулся в Гродно. После женился и при посредничестве своего шурина, цистерцианского монаха, получил возможность работать пивоваром в Бельгии. Шафранский начал карьеру на пивоварне аббатства Святого Сикста в Вествлетерене, недалеко от города Поперинге.
Монахи ордена траппистов из аббатства Святого Сикста варили пиво с 1839 года. С 1931 года они начали продавать пиво, чтобы поддержать существование монастыря.
«Для отца было благословением то, что он попал на работу в аббатство. Монахи защищали его во время войны. На территории монастыря он работал и жил. Также по всей Бельгии многие поляки и евреи были спрятаны в монастырях, это и спасло их жизни».
Сорт пива Trappist Westvleteren 12 впервые сварили при участии Матвея Шафранского в 1940 году. Во время Второй мировой войны работа пивоварни аббатства была практически прекращена.
«Отец, конечно, не создал полностью новое пиво. Он адаптировал рецепт в соответствии со своей собственной концепцией».
После войны аббатство хотело прекратить коммерческую деятельность пивоварни и больше сосредоточиться на духовных вопросах. Поэтому Матвею Шафранскому пришлось искать другую работу. Вскоре его пригласили работать в новой пивоварне рядом с сыроварней в городе Ватоу.
Ушел с рецептами в новую пивоварню
Чтобы монахи могли заниматься своими непосредственными делами и молиться, они предложили владельцу сыроварни Эваристу Деконику варить и продавать их пиво от лица аббатства. Монахи направили к Деконику своего пивовара Матвея Шафранского, а также передали рецепты и самое главное дрожжи.
С 1945 года Шафранский начал варить пиво на частной пивоварне St.Bernardus. Она находилась примерно в 10 км от аббатства, где гродненец начинал свой путь пивовара. В новом месте Шафранский варил пиво по тому же рецепту, что и у монахов. Пиво Westvleteren 12 варили на предприятии St. Bernardus до 1992 года, до конца лицензионного соглашения. Когда лицензия закончилась, пивоварня продолжила варить пиво под своим названием, в будущем изменив концепцию. Монахи же продолжили традицию и варят Westvleteren 12 до сих пор.
«Вышел отец на пенсию в 1973 году. Умер на Рождество 1976 года в доме своего сына. Умер в тот же день, что и Чарли Чаплин, фильмы которого очень любил. Я очень горжусь, что пиво, которое варил мой отец, большинство экспертов считает лучшим в мире», — говорит Серж Шафранский.
В Гродно были богатые традиции, но все они забыты
В 18 веке в Гродно почти в каждой корчме и шинке варили свое пиво, говорит создатель «Гродненской пивной лиги» Кирилл Мишин. Он отмечает, что Гродно имеет богатые пивные традиции. Первые сведения о пивоварах дошли до нас еще с 16 века. Известны даже некоторые имена: Никита Михайлович, Мартин Затычич, «мёдасытнік» Николай Колышко и другие. В 17 веке в Гродно было и свое монашеское пиво. Его варили почти все католические ордены в городе.
«Гродненское пивоварение было лучшим в Речи Посполитой. А сегодня многие иностранцы ассоциируют нас с водкой. Они ее везут в качестве гостинца. Но водку у нас массово пить стали только в 19 веке, под влиянием Российской империи», — говорит Мишин.
В конце 19 века в Гродно было 5−6 пивоварен. В конце 20-го — лишь один пивзавод. Он закрылся в 2007 году. Сегодня в Гродно варят пиво только домашние пивовары.
У сваёй працы Hrodna.life арыентуецца перадусім на супольнасць чытачоў. У цяжкую хвіліну мы спадзяемся на іх падтрымку.
Каб утрымаць штат журналістаў і офіс, мы просім вас пералічыць нам невялікую суму грошай. Але рабіце гэта толькі, калі вы ў бяспецы, напрыклад, за мяжой. І ні ў якім разе не з беларускай банкаўскай карткі!
З вашай дапамогай мы працягнем працаваць і расказваць тое, пра што маўчаць іншыя.