Задерживать работников «Гродно Азот» по дороге домой, как это было 25 августа, больше не будут, но руководство призвало не ходить сотрудников на митинги и не высказывать там позицию всего предприятия, поскольку это несет репутационные потери для завода. Председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник 26 августа встретился с коллективом «Гродно Азот» и обсудил с ними выборы, задержания и применение силы сотрудниками органов внутренних дел. В редакции Hrodna.life оказалась в распоряжении запись разговора Караника с сотрудниками предприятия.
Работники «Гродно Азот» напомнили Владимиру Каранику, из-за чего в свое время начали проводить собрания — жестокости силовых органов в Беларуси. И от этого перешли к вопросу забастовки. Генеральный директор Игорь Бобырь сказал, что «Гродно Азот» поступило много открытых писем от предприятий страны. Вероятно, речь идет об обращении коллег из Беларуси и Бердянска, жителей Гомельской области и коллективов предприятий Белорусского государственного концерна по нефти и химии, которые призывают не участвовать в забастовке.
— Что вы, такое уникальное предприятие? Все нормально работают, а у вас особое требование? Если вы хотите отдельно быть республикой, выходите отдельно — создавайте свою рабочую партию и отстаивайте интересы в законном порядке, — сказал гендиректор. — Нормальные люди уже устали, что «Гродно Азот» такое обиженное предприятие, такие у вас чувство справедливости обостренное. Терпение закончилось у людей! — кричат из зала.
— Никто уговаривать здесь не собирается. Мы приехали не уговаривать, а говорить правду. И правда такая: не будете по закону жить — будет применен другой закон — о массовых мероприятиях со всеми вытекающими обстоятельствами, — сказал Игорь Бобырь.
— Мы не останавливаемся, работали и работать будем, — сказали работники.
— Работать может и будете, но это будоражение, которое есть, приводит к тому, что желающих связываться с нашим предприятием становиться меньше. Никаких гарантий правительства, как мне сказано, под вас уже нет и не будет. Имидж вы потеряли этими брожениями, вольнодумством необоснованным, — сказал Владимир Караник.
Другую площадку ищут под проект, сказал Караник — она будет под Витебском или под Могилевом. Что это за проект, неизвестно.
«Все либо ходили за хлебушком, либо погулять вышли»
— Что касается имиджа, имидж потерял не «Гродно Азот», а вся Беларусь. Фальсификация, неоправданная жестокость госструктур. Почему люди ходят — вы не задавали себе вопрос? — обратился к властям Алексей Николаевич, начальник одного из цехов.
— Мы привыкли к обобщениям. Неоправданная жестокость — это подмена понятий. Были случаи превышения отдельных сотрудников. В каждом случае надо разбираться. Когда все рассказывают о том, что все белые и пушистые, когда мы видим фейки. <…> Разобраться надо, не когда все на эмоциях. У нас всех послушаешь — все либо ходили за хлебушком, либо погулять вышли. А ожоги от светошумовой гранаты — так это кинули из проезжающей машины. О том, что светошумовые гранаты применялись только в двух местах и первой линии — никто не знает. Можем дальше плодить обиды, — сказал Владимир Караник. — Политические требования выражают политические партии, а не улица и не стачком. Организовывайте — закон о политических партиях стар как мир.
— Нет диалога, — проговорили работники.
— Вы ходите под лозунгами, которые дает один телеграм-канал. С кем разговаривать?
«Где наши депутаты? — крикнул сотрудник и сказал, что с ними надо наладить диалог.
«Доставать из-под полы флаги и ими махать»
— Я начальник цеха, который занимается ремонтом оборудования. У меня в подчинении 48 человек. Я хотел бы, чтобы вы посодействовали и договорились с властью, чтобы я каждое утро при планировании людей на рабочих местах знал, что у меня все придут на работу. Что никто по дороге домой, как вчера, не будет задержан, — сказал Александр Владимирович, начальник одного из цехов.
— А вы можете договориться, что они не будут ходить на несанкционированные мероприятия? Если вы соблюдаете закон, я его тоже буду соблюдать и помогать вам в соблюдении закона, — ответил Караник.
— Я с работы иду — не попадал пока в автозаки. Но нет уверенности, что не попаду завтра или послезавтра.
— У меня тоже уверенности, когда я выхожу из магазина, что не получу по чайнику — ну, нет у меня такой уверенности. Вы сами довели до того, что на улице беспокойно стало. Если никто не будет собираться, доставать из-под полы флаги и ими махать — никто их трогать не будет.
На возмущение работников Владимир Караник ответил, что есть установленная символика. «Под этим флагом (речь о бело-красно-белом флаге — Hrodna.life) людей сжигали. «А кто-то присягу принимал», — донеслось из зала. «Под теперешним флагом страну подняли. Только за это его стоит уважать», — сказал Караник и предложил организовать референдум по смене государственной символики.
У «Гродно Азот» — долги с 2020 года
— Улучшить экономику — это уволить 35% работников, сообщил Караник. Поэтому, чтобы поднять экономику, пытаются построить новый завод, чтобы появились новые рабочие места. Игорь Бобырь сообщил, что «Гродно Азот» «в долгах с начала 20-го года». В 2019 году они получили 45 млн чистой прибыли. Из 88 млн убытков по чистой прибыли 56 — это курсовые разницы, сказал гендиректор.
— Мы начали потихоньку выбираться из экономическое кризиса. У нас уже есть прибыль от реализации продукции — чистой прибыли нет. Мы планируем прибыль от реализации продукции к концу года иметь 20−30 млн белорусских рублей. Это очень хорошо, — сказал Игорь Бобырь.
«Один умерший, два погибших»
Работники напомнили, что первоисточник их недовольства — в выборах, на которые не допустили наблюдателей и которые сфальсифицировали. А также же жестокость силовиков. Работник начал говорить о девушке в Гродно, у которой из-за изнасилования дубинкой удалили матку.
— Не было ни одной такой пациентки. Есть список всех обратившихся. Такой пациентки не было, — возразил Владимир Караник.
— И погибших не было?
— Один умерший, два погибших.
Работники возмутились, что силовиков, жестоко разгоняющие акции мирного протеста, отметили наградами. Караник ответил, что наградили сотрудников, которые не имели отношения к акциям — мол, по наградам долго шло согласование.
«Это грозит репутации завода»
Владимир Караник призвал работников «Гродно Азот» при желании выступить в установленных местах подавать заявку — и она будет рассмотрена положительно.
— По дороге на работу с работы трогать не будут. Но если кто-то засветится за митинге и там его заберет — не обижайтесь. Чтобы не будоражить, не надо в спецовке ходить, чтобы высказывать, что весь «азот» с вами. Весь или не весь — здесь дело каждого. Свою точку зрения можете высказать. Но точку зрения предприятия — надо иметь полномочия. Хотите заниматься политической деятельностью — создавайте партию, — сказало руководство города.
Также сотрудник спросил, как Караник прокомментирует появление Александра Лукашенко с автоматом возле дворца Независимости 23 августа.
— На тот момент, в тот день, это было воскресенье, когда собралась толпа, непонятная лавина, необходимость, может быть, у него и была. Когда на тебя идет толпа с непонятно какой целью… — сказали в руководстве.
— Земляки. Вокруг этой ситуации очень много эмоций. Эмоции до добра не доведут, — заявил Караник. — Насилие порождает насилие.
Работники возразили, что собрания, на которые они ходят — это не митинг. Мол, у митинга есть лидер и программа, а они просто приходят на площадь, не нарушая общественный порядок.
— Есть завод, есть деловая репутация, экономика и контрагенты, с которыми надо работать. За пределами заводы вы можете на свой страх и риск высказывать свою точку зрения. Но то, что на территории завода и в рабочее время и с угрозами забастовок — это грозит репутации завода. Это осложняет все проекты и последующую модернизации и сохранение, — заявили в руководстве предприятия.
Что говорят работники?
— Они нас не слышат. Они перевернули всё с ног на голову: говорят, что вот эти митинги несанкционированные… Они не исходят с того, с чего всё это началось, — рассказал Hrodna.life один из присутствовавших на встрече.
Одному работнику, который задал Владимиру Каранику несколько вопросов на встрече, пришло сообщение в Telegram с угрозой, как только он вышел из здания.
— Это ж не СМС-ка пришла, это в Telegram. Кто имеет такие возможности? — сказал Роман Hrodna.life.
Владимир Караник вышел из здания «Гродно Азот» около 19.00. На вопросы журналистов он ответил, что пообщается с ними, когда «сложит мнение о ситуации».