Они танцевали самбу на дне рождения Элизы Ожешко и снимались для модного каталога. Мастерили шляпки и позировали фотографам в модной одежде. (Не) спорили со стилистами и удивляли собственных внуков современными «луками». На пенсии они стали студентками, вышли на подиум и за границы собственного воображения. 13 женщин 50+ из Университета Золотого Возраста (УЗВ) и эксперты мира красоты рассказали Hrodna.life, как модный проект может изменить жизнь.
Алла Денисенко, в прошлом одна из участниц коллектива Diva Latina, а сейчас их костюмер, называет танцорок «сеньорами» и говорит:
«Пани Элиза Ожешко была бы счастлива, что современные женщины в возрасте могут так проводить свободное время».
Алла и сама еще несколько лет назад не поверила бы, что выйдет на подиум или будет отбивать зажигательные ритмы перед полным залом зрителей. Её хобби были связаны с рукоделием. Первую свою шапочку Алла связала, когда ей было 6 лет. Эти умения перешли ей по наследству от бабушки и мамы. «Я про себя тихонечко горжусь, что догнала их и перегнала». В 90-е она обшивала детей с головы до ног: «Считала, что так и свои пенсионные годы буду коротать».
Когда пришла в УЗВ шесть лет назад, записалась только на английский и рукоделие. Признаётся — слишком сильно давили привычные рамки: «Мечты — это как-то не в моей натуре». Сейчас говорит: «Повезло, что дожила до этих лет, где интернет и другая жизнь. Мне сейчас 60 и всё только начинается».
Между Барби и гран-дамой найти себя настоящую. И — полюбить
«У женщин после пятидесяти главным критерием образа становится элегантность и ухоженность», — считает аналитик моды и имидж-стилист из Латвии Константин Богомолов. Он сам уже много лет ведет проект по преображению с помощью стиля и моды. «Стремиться к разнообразию фасонов уже не стоит: «Лучше носить только «своё». Но это вовсе не значит, что отныне и вовеки нужно заковать себя в строгие дамские костюмы. Не стоит впадать в чрезмерный консерватизм. Одна крайность — оставаться Барби до ста лет, а другая — махнуть на себя рукой. Элегантность молодит. А молодое отражение в зеркале позволяет и духу оставаться моложе».
Алла рассказала, что больше всего опасалась макияжа. Боялась, что на лице нарисуют «маску, которая будет красивая, но это буду не я».
Константин Богомолов тоже говорит об этом для Hrodna.life: самое главное для женщин 50+ - избегать старомодности.
«Старомодность — это не консерватизм или нейтральность. Старомодный человек донашивает то, что вышло из моды. И не только устаревшие тренды, но и стандарты красоты времен молодости. Не надо пытаться разглядеть в зеркале ту девушку, которой ты была лет 20−30 назад, и перетягивать ее образ на себя нынешнюю. Надо увидеть в зеркале себя настоящую — принять, полюбить и совершенствовать это отражение».
Если получается найти и принять себя, проще расширить свои возможности, рассказывает Алла Денисенко. Еще пару лет назад она почти с осуждением смотрела на участниц клуба Diva Latina: «Думала, тётки сдурели, какая латина в таком возрасте? Ладно ещё какие хорошки-берёзки, народные танцы». А потом, как-то так получилось, что заглянула на репетицию и понравилось. Первое выступление на новогодней вечеринке УЗВ Алла помнит до сих пор: «Накануне пару дней не могла ни есть, ни спать. У меня коленки дрожали и зубы стучали — я реально так волновалась».
Фото пожилых обычно не показывают
Фотографировали пожилых моделей студентки-дизайнерки Анна Малашеня и Катерина Врублевская. Консультировал их фотохудожник Антон Лещинский.
Он говорит, что сам часто фотографирует пожилых людей, но редко видит их фото в интернете.
«Обычно это не публичные снимки. Мода сейчас такая, что больше хотят снимать молодых. Их как не фотографируй, плохо снять невозможно. С пожилыми моделями другая ситуация. Нужно уметь работать со светом и даже быть немного психологом. Обычно, когда задание по портрету, студенты даже родителей не фотографируют — снимают друг дружку. Радует, что Анна и Катерина взялись попрактиковаться в такой съемке».
Золотые модели с фотографками сработались. «Сразу было очень комфортно и легко. Возник контакт и мы не почувствовали разницы в возрасте. Эти границы настолько условны, что быстро стираются в общении», — говорит Альбина Шаадт, одна из участниц проекта.
«Я, наверное, раздуюсь от гордости и лопну»
Альбине Шаадт сейчас 58 лет. В Гродно она приехала по распределению и 33 года отработала в Иституте азотной промышленности (ГИАП). Альбина вспоминает про дефицит, вещи по талончикам и своё везение. Основу гардероба она привезла из Москвы, где училась в университете.
«Больше всего помню чёрное платье с люрексовой нитью и с широким поясом, до середины икры. Очень мне шло. На работе был женский коллектив и наряды меняли каждый день. Но настолько были в работе, что не обращали внимания, кто в чем».
Сейчас этот этап, говорит Альбина, уже пройден и начался новый виток жизни. «Хотела внести яркие краски в свою жизнь и поступила в УЗВ».
Перспективу быть фотомоделью Альбина раньше на рассматривала и о своих внешних данных была не очень высокого мнения. Но когда её дети увидели снимки из проекта сказали, что мама здесь «настоящая красотка».
Сейчас Альбина говорит: «Если бы увидела свои фотографии в городе, то очень гордилась бы собой. Наверное, раздуюсь от гордости и лопну». Она считает, что в городской среде такие фотографии были бы уместны. Другие гродненки в возрасте 50+ тоже могли бы вдохновиться преображением.
«Думаю, что любая женщина подумает — стоит уделять больше внимания себе и ухаживать за собой, а не только за внуками».
Переосмыслить себя в новом мире
«Мир вокруг меняется и мы тоже не сможем остаться неизменными, — говорит Антон Лещинский. — мы живые, мы тоже меняемся вместе с обществом. Мы, [поколение 50+] тоже сейчас сидим в соцсетях, в этих инстаграмах, не отстаём. Никто не запретит пожилым и посты писать, и фотографии выкладывать. Никто не запретит женщинам 50+ быть модными и современными».
Читайте также: «По блату на обложку». Гродненки 50+ снялись для каталога стильных образов
«В нашем детстве, особенно в деревне, вообще не говорили про моду. Нас воспитывали по-другому. Поэтому сейчас много стереотипов у старшего поколения в головах. Некоторые даже не задумываются, что можно „преобразиться“. Этот проект — возможность попробовать», — говорит Антон лещинский.
«Стареть не старея»
«Была мечта у меня — танцевать», — говорит 67-летняя Чеслава Матусевич. Она пообещала детям, что к своему юбилею обязательно выучит английский, освоит компьютер и — станцует танго.
О своей мечте Чеслава вспомнила, когда пришла учиться в УЗВ. До этого в 55 лет осталась одна — муж умер, а дети окончили учёбу и разъехались. Чеслава тоже поехала за границу работать. Ухаживала за пожилой женщиной, убирала в домах. Так прошло девять лет.
Вернувшись в Гродно, стала искать, где применить себя и с пользой проводить время: «Чтобы немного веселее проживать уже не молодую жизнь». Так стала «золотой» студенткой и пришла на курс «Стильная Я».
Как пришла в УЗВ и в проект по преображению, поменяла прическу и цвет волос, стала чувствовать себя свободнее и раскованнее.
Причём настолько, что старшая дочка сказала: «Ты молодец! Но я бы еще хотела увидеть тебя в рваных джинсиках!» На отдыхе в Турции Чеслава купила себе такие и сделала фото для детей. В Гродно пока их не надевала, но говорит: «Постараюсь привыкнуть и к этому наряду».
Аналитик моды Константин Богомолов прокомментировал ситуацию для Hrodna.life: «Сегодняшним женщинам 50+ молодёжная мода тоже подходит. Главный совет — вовремя соскочить и не соперничать с дочерью, пытаясь „втиснуться“ в ее тренды и манеры. Молодиться — смешно, стать гранд-дамой — грустно. Надо найти золотую середину».