Деньги на банковских счетах 600 белорусов оказались заблокированы после того, как они получили помощь от инициативы BY_help. Счета нескольких человек оказались заблокированы полностью или даже ушли в минус. Экономист Алесь Алехнович объяснил Hrodna.life: это нарушение экономических прав, можно только представить, что будет, когда закончатся деньги на оплату силовикам.
Блокировка средств на сотнях счетов — не первое в Беларуси нарушение экономических прав, но довольно серьезное и массовое. Ранее государство делало это точечно. В пример предыдущих нарушений экономист и представитель по экономическим реформам Светланы Тихановской Алесь Алехнович на конференции «Пресс-клуба Беларуси» 12 ноября привел дело Виктора Бабарико, ситуацию с PandaDoc, закрытие магазинов и кафе, которые не работали 26 октября. Это подрывает доверие всех экономические объектов к Беларуси и ее банковской системе.
— Государство нарушило право собственности — краеугольный камень современной нормальной экономический системы. Без этого люди не будут инвестировать в белорусскую экономику. Отобрали деньги у группы потерпевших, которых диаспора пыталась поддержать. Если сегодня это делают с 500−600 людьми, через неделю залезут к любому гражданину — могу прийти к абсолютно аполитичным людям. Каждый гражданин Беларуси должен принять решение, как обезопасить свои сбережения — государство в любой момент может отобрать эти деньги. Если сейчас система нарушает базисные экономические права по политическим мотивам, можно только представить, что будет, когда у нее закончится деньги на оплату ОМОНовцам и другим, — сказал Алехнович.
Как обезопасить деньги в Беларуси?
— Хранить валюту в банке опасно, потому что может произойти конвертация или заморозка, хранить дома большую сумму денег опасно, потому что могут ограбить. Какие остались варианты? Например, покупка золота. Но здесь, опять же, встает вопрос, где его хранить. Если хранить дома, то риски те же, что и с валютой. Если хранить золото в ячейке в банке, то все помнят ситуацию с «Белгазпромбанком», когда ячейки просто открыли.
Получается, что безопасных способов хранить свои сбережения в Беларуси я сейчас не вижу. Ведь что значит безопасность? Это элемент, который нам обеспечивает государство. Это ситуация, когда государство нам что-то гарантирует, защищает от мошенников и воров и так далее. Но там, где основной риск, — это само государство и его действия, говорить о безопасности, в том числе о безопасности своих сбережений, очень сложно, — сказал аналитик Вадим Иосуб realt.by в августе.
Финансовую помощь после протестов в Беларуси получили более 3 300 человек (данные на 9 ноября), рассказал Алексей Леончик, соучредитель фонда BY_help. Это оплата штрафов и помощь в реабилитации. Нескольким сотням белорусов полученные сумму заблокировали. Выплаты белорусам делали с разных счетов, часть — с личного счета Алексея. «Не думал, что можно блокировать переводы физического лица физическому лицу», сказал Алексей на конференции «Пресс-клуба Беларуси» 12 ноября.
Фонд BY_help прорабатывает варианты помощи белорусам, у которых заблокировали деньги, вместе с Ярославом Лихачевским, сооснователем фонда BYSOL. Пострадавших немного — их легко верифицировать, отметил Ярослав.
Какие фонды помогают белорусам, собрал dev.by.
Лихачевский на конференци отметил, что из-за опасения контроля за перемещением средств со стороны государства они изначально решили использовать криптовалюты, чтобы помогать репрессированным. В планах — делиться опытом с коллегами, чтобы сделать помощь безопасной и чтобы «деньги не попали в руки силовых структур».
В BY_help рассматривают до ста заявок в день, рассказал Алексей Леончик. Время между подачей и принятием заявки в работу составляет три недели. Суммы разные: от 15 до 1000 рублей, поэтому процесс нельзя автоматизировать. Между получением заявки и выплатой пройдет минимум четыре недели.
В октябре время составляло около восьми недель. Леончик отмечает: если штраф просрочен, BY_help берет на себя оплаты пени. Если дошло до описи имущества, то заявка проходит вне очереди.
У BYSOL объем заявок стабилизировался — 20−30 в день. Всплеск был после 26 октября — дня «народного ультиматума». Тогда количество заявок после массовых увольнений увеличилось в три-четыре раза. Алексей отметил, что не все уволенные подают заявки. «Многие боятся, многие под воздействием госпропаганды считают, что это деньги заграничных кукловодов», — рассказал Ярослав. Тем не менее, поток увольнений не прекращается.
Фонд BySol: за неделю из милиции Гродненской области уволились 33 силовика
Стандартная сумма выплаты за увольнение — € 1 500. «Что выяснили — заводчане больше боятся потерять кусок хлеба, чем ОМОНовских дубинок. Значит, мы делаем всё правильно, поддерживая их и создавая экономическую безопасность», — сказал Ярослав. Он отметил, что предприятия развивается самоорганизация: сотрудники создают кассы взаимовыручки и помогают уволенным или депремированным.
У міжваенны час Гродна набыло незвычайную славу. Горад стаў месцам прыцягнення незвычайных турыстаў - тых,…
Ці хапае ў цэнтры Гродна прадуктовых крам? Спрэчкі наконт гэтага выклікала адкрыццё на перакрыжаванні Савецкай…
Прыбраныя ялінкі, свечкі, навагоднія вянкі і гірлянды, аксаміт, светлы ці цёмны фон на выбар. Гродзенскія…
Улады стварылі новую платформу “меркаванне.бел”. Яе пазіцыянуюць як анлайн-пляцоўку, на якой кожны зможа ў вольнай…
Калекцыя адзення гродзенкі Кацярыны Карлацяну дэбютавала гэтай восенню на Парыжскім тыдні моды. А пачыналася ўсё…
Гродзенец Раман Нагула амаль паўжыцця працуе з дрэвам. Школьнікам ён пачынаў з бейсбольных біт, а…