Анджея Почобута не станут менять на «кусок границы», но готовы обменять на Павла Латушко и членов Народного антикризисного управления. Об этом Лукашенко заявил во время послания «к народу и Национальному собранию». Павел Латушко заявил журналистам, что согласен на обмен себя и других мужчин из «Народного антикризисного управления» — на всех политзаключенных Беларуси.
«Больно смотреть, как польский режим Дуды, Моровецкого, Качинского издевается сейчас над своим трудолюбивым польским народом, закрыв все погранпереходы и границы», — выступил Юрий Воскресенский во время послания.
Юрий Воскресенский — политик, бывший член провластной Коммунистической партии Беларуси, в 2020 г. перед выборами президента был в команде Виктора Бабарики, попал в СИЗО КГБ, но был досрочно освобожден. Организовал свою партию, поддерживает Лукашенко, сейчас — член комиссии по возвращению в Беларусь уехавших от репрессий белорусов.
По его словам, на него вышли польские дипломаты и предложили обмен политзаключенного, представителя польского меньшинства в Беларуси и журналиста Анджея Почобута на «почему-то то ли задержанных-захваченных наших граждан, то ли на пункт в Бобровниках, то ли еще на какие-то условия».
Лукашенко заявил, что лично, как человек, он это не приемлет и подчеркнул, что без одобрения президента никаких обменов не бывает.
Якобы, когда ему доложили, что кто-то «брякнул на уровне замминистра иностранных дел», он «пребывал долго в ужасе, как можно человека обменять на пункт пропуска».
«Не надо вам этот пункт? Хорошо, закрывайте, он по-моему уже и не работает у нас (…) Мы туда практически не ездим в целях экономики или государственных интересов», — заявил он.
Об открытии пограничного пункта пропуска «Бобровники» сразу после освобождения журналиста Анджея Почобута 23 марта действительно сказал министр внутренних дел Польши Мариуш Каминский.
Политзаключенного журналиста Анджея Почобута приговорили к восьми годам колонии усиленного режима 8 февраля 2023 года. Через два дня — 10 февраля — Польша закрыла пограничный пункт пропуска «Бобровники» на польско-белорусской границе.
На кого Лукашенко согласен обменять Почобута
«Если они хотят Почобута или Почобута этого обменять на что-то, ну так у нас в Польше лохушки» (зал хлопает, в кадре смеется Тертель. Ранее таким образом Лукашенко называл Павла Латушку, коверкая фамилию, будто бы забыв ее — прим. Hrodna.life).
«Но менять Лохушку на Почобута я никогда не соглашусь. Всю группу сюда! (…) Сюда это правительство, в Беларусь, во главе с Лохушкой, — и я отдаю Почобута. Передай им, до вечера решим вопрос», — заявил Лукашенко.
Об Анжелике Борис: «моя полячка»
Лукашенко заявил, что Анжелику Борис «мы им не отдадим».
«Это человек, который понимает, что происходит, взрослая женщина. Ее мама когда-то просила за нее, вы знаете, что я ее амнистировал, помиловал. Мы ее не собираемся никому отдавать и не ограничиваем в перемещениях. Она недавно поехала в Польшу, и даже операцию какую-то перенесла. Захотела в Грузию — пожалуйста, мы не против, меня информируют по этому поводу».
Председательницу непризнанного белорусскими властями Союза поляков Беларуси Анжелику Борис выпустили из тюрьмы 25 марта 2022 г. после года заключения. С просьбой освободить дочь к Лукашенко обратилась мать Анжелики Борис. Ей изменили меру содержания и вывезли под Одельск к ее матери. Воскресенский заявлял, что это результат «эффективного взаимодействия дипломатов двух стран». Борис запретили коммуницировать. Известно, что в заключении у Борис сильно ухудшилось здоровье. В публичном пространстве она с того времени не появлялась.
«Я знаю, она точно определилась — буду жить в Беларуси. Она полячка, но моя полячка, наши поляки. У нас же евреи, татары и поляки — но это мои евреи и татары, они живут в моей Беларуси, где я президент».
Позвал Тихановскую домой, посидеть в камере с мужем
Лукашенко вспомнил и об покинувшей страну Светлане Тихановской. Он заявил, что ей надо «брать детишек и домой».
«Ей дали 10−12 лет за противоправную деятельность, но пока с Сергеем могла бы в одной камере посидеть, это ж все-таки муж! (…) Ну отсидела б какое-то время».
Лукашенко сказал Воскресенскому довести до «них» его предложения по обмену, на что Воскресенский ответил «обязательно».
Также во время своей речи Лукашенко заявил, что «будет логично», если «комиссия Шведа» (комиссия по возвращению уехавших от преследования белорусов в страну) будет заниматься и вопросами людей, которые находятся внутри страны, но допускают, что к ним есть претензии со стороны силовиков.
Что Латушко ответил Лукашенко
«От своего имени и от имени мужской части команды НАУ — мы согласны на обмен, но у нас свое предложение. Мы готовы провести обмен Павла Латушко и мужской части команды НАУ на всех политзаключенных в Беларуси», — заявил для «Белсата» руководитель «Народного антикризисного управления» и заместитель руководителя Объединенного переходного кабинета Павел Латушко.