Утром 24 марта возле Генеральных консульств Польши и Литвы в Гродно собралось несколько десятков человек, большинство — пенсионеры. Они митинговали с плакатами под лозунгом «Руки прочь от Беларуси».
Один из организаторов акции возле Генконсульства Польши — Ольга Бондарева, которая называет себя представителем движения «ИнфоСпецНаз». Ранее в Telegram-канале она сообщила, что акция санкционированная — то есть разрешенная городскими властями.
Участники акции — гродненские коммунисты и активисты Национально-освободительного движения (НОД).
НОД — это русская националистическая организация, требующей возрождения России в границах СССР 1945 года. Сторонники НОД верят в заговор против России и в то, что бывшие советские республики после 1991 года стали колониями США и мировой олигархии.
Это не первый пикет гродненских пенсионеров возле Генконсульства Польши в Гродно. 2 сентября они проводили акцию «Руки прочь от Беларуси». Тогда они выражали свое несогласие с якобы имеющим место иностранным вмешательством во внутренние дела Беларуси.
Также утром 24 марта пикет возле Генконсульства Литвы провели активисты Белой Руси и БРСМ. Они стояли с похожими плакатами, как и активисты возле Генконсульства Польши.
Польша возмущена преследованиям представителей польского меньшинства
Днем ранее, 23 марта, в Гродно задержали председателя непризнанного беларусскими властями Союза поляков Анжелику Борис. К ней возникли претензии из-за организации ярмарки ремесленников «Казюки». До суда она останется под стражей.
МИД Польши в тот же вечер призвал «положить конец преследованиям польского меньшинства». Об этом говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте ведомства.
МИД выразил несогласие с задержанием Анжелики Борис. По этому поводу в министерство вызвали временного поверенного в делах Беларуси в Польше.
«Представитель белорусской дипломатии получил недвусмысленный сигнал о том, что действия белорусских властей противоречат международным обязательствам Беларуси по защите национальных меньшинств и двусторонним польско-белорусским обязательствам по защите польского меньшинства», — сообщила пресс-служба министерства. Также, по мнению польского МИДа, арест Борис это не только удар по местным полякам, но и по традиционному беларусскому мультикультурализму.
«Мы призываем как можно скорее освободить главу Союза поляков Беларуси и положить конец произвольным преследованиям представителей польского меньшинства», — говорится в сообщении министерства.
Как начался конфликт вокруг польского меньшинства
28 февраля 2021 года в Польской харцерской общественной школе имени Траугутта в Бресте, которая относится к Брестскому форуму польских локальных инициатив, провели мероприятия по поводу Дня памяти «отверженных солдат» (так в Польше называют бывших солдат Армии Крайовой, которые не сдались и после ее ликвидации сражались с коммунистическими властями в 1944−53 годах). Мероприятие посетил консул Генерального консульства Польши в Бресте Ежи Тимофеюк. Прокуратура Бреста возбудила уголовное дело по факту якобы героизации военных преступников, был задержан соучредитель школы. Дело в том, что одного из «отверженных солдат», Ромуальда Райса (псевдоним «Бурый») называют ответственным за геноцид беларусов в Восточной Польше зимой 1946 года.
9 марта МИД Беларуси сообщил, что в связи с грубым нарушением Венской конвенции о консульском сообщении консул Ежи Тимофеюк должен покинуть страну. 10 марта Польша признала персоной нон грата дипломата из посольства Беларуси в Варшаве. 11 марта беларусский МИД предложил Генеральному консулу Польши в Гродно Ярославу Ксенжеку покинуть Беларусь.
На следущий день, 12 марта, сотрудники прокуратуры приходили в СШ№ 36 с польским языком обучения в Гродно. Через несколько дней, 16 марта, работники прокуратуры пришли с проверкой в польскую общественную школу имени Стефана Батория при Союзе поляков в Беларуси в Гродно. Прокуратура интересовалась, отмечают ли в школе польские национальные праздники и приглашает ли школа на свои мероприятия польских дипломатов и представителей беларусской государственной власти. Также задавали вопросы об учебных программах, учебниках и учителях.
Известно, что начались проверки и в других общественных польских школах.